ФССО — 2021

Шестнадцатая международная конференция «Физика в системе современного образования (ФССО-2021)» проходила с 11 по 12 ноября 2021 г. под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Непосредственными участниками в организации и проведении конференции выступили Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

В работе конференции приняло участие более 200 человек. Были представлены доклады от учебных и научных учреждений Белоруссии, Соединенных Штатов Америки, Узбекистана, а также 30 городов Российской Федерации.

Состав вузов и других организаций, представители которых приняли участие в конференции, был весьма разнообразным — это были классические и педагогические университеты, технические университеты и институты, научные физические институты и образовательные учреждения, имеющие специализацию в области естественных наук. В работе конференции активное участие принимали школьные учителя.

На конференции работали пять секций:

  1. Профессиональное физическое образование.
  2. Физика в системе естественнонаучного образования.
  3. Физика в системе инженерного образования.
  4. Подготовка педагогических кадров по физике.
  5. Физика в системе общего среднего и среднего специального образования.

Всего, включая пленарное заседание и стендовую сессию, было проведено 7 заседаний секций, заслушано 53 доклада, обсуждено более 50 стендовых докладов.

Материалы стендовых докладов (презентации и тезисы) можно посмотреть в разделе «Стендовые доклады ФССО-2021»

Фотографии с дистанционных заседаний секций

На пленарном заседании было заслушаны доклады, посвященные актуальным проблемам современного физического образования:

  • роли научных семинаров, школ и конференций в системе физического образования, подготовки кадров и реализации крупных научно-технических проектов;
  • подготовки учителя физики в условиях реализации государственных программ развития науки, техники и технологий;
  • организации индивидуализированного массового адаптивного многоуровневого обучения фундаментальному курсу физики в рамках инженерной подготовки в технических университетах;
  • возможностям смешанного обучения при подготовке учителей физики.

В работе секции «Профессиональное физическое образование» приняли участие 40 человек.

Тематика докладов охватывала широкий спектр вопросов, среди которых, в силу особой актуальности в современных условиях, большое место занимали доклады, посвященные организационно-методическому обеспечению дистанционного обучения.

Были представлены также доклады, в которых рассматривались вопросы организации учебно-научных мероприятий (лекции, семинары, школы), взаимодействие организаций в условиях пандемии, применение новых физических приборных комплексов для различных целей обучения, вопросы истории физики.

Следует особо отметить, что в ряде докладов подчеркивалась и демонстрировалась растущая связь обучения и производства, основанная на взаимодействии образовательных, научных и производственных организаций, где проходит практика обучающихся и куда впоследствии распределяются выпускники.

На секции «Физика в системе естественнонаучного образования» затрагивались вопросы преподавания физики для обучающихся различных естественнонаучных профилей и направлений.

Обсуждались вопросы, связанные с преподаванием биофизики, биоэкологи, медицинской физики и других аналогичных дисциплин, а также вопросы преподавания прикладных естественнонаучных курсов.

На секции также были представлены доклады о дистанционном обучении.

Секция отмечает, что вновь возросла доля сообщений о содержании физического образования, что свидетельствует о повышении внимания к этой проблеме.

На секции «Физика в системе инженерного образования» были представлены доклады по проблемам подготовки инженерных кадров по физике в современных условиях. Интерес участников вызывали вопросы, связанные с формированием индивидуальных траекторий обучения, адаптацией образовательных программ по физике к запросам общества и потребностям личности обучающихся, созданием и организацией доступа к качественному контенту, методикам и способам оценивания результатов обучения, способам обеспечения мотивации к освоению физики.

Активно обсуждались вопросы модернизации физического практикума для будущих инженеров, пути эффективного использования цифровых технологий в условиях массовой подготовки специалистов, особенности обучения физике в период пандемии.

В работе секции «Подготовка педагогических кадров по физике» приняло участие более 40 человек. Все произнесенные и представленные стендовые доклады были научно-содержательными, содержали новые результаты и разработки. Большинство докладов было посвящено новым подходам и методам организации учебных занятий и их реализации в условиях дистанционного или смешанного обучения, адаптации к условиям пандемии. Ряд докладов был посвящен особенностям организации педагогических практик.

Также участники секции отмечают, что в программе конференции было представлено мало докладов по преподаванию физики в массовой школе, а также организации, кадровому, материальному и приборному обеспечению физического учебного лабораторного и демонстрационного эксперимента в школах и вузах.

Работа секции «Физика в системе общего среднего и среднего профессионального образования» отличалась активностью участников и заинтересованным обсуждением сообщений как от педагогов высшего образования, так и от школьных учителей.

Одним из самых обсуждаемых вопросов на заседании стал вопрос об использовании физических задач для обучения физике. Участники отмечают, что педагогами-практикам и ученым в области образования стоит исключить негативные коннотации при использовании слов «традиционные» или «стандартные» в отношении физических задач.

На заседании секции обсуждались проблемы постановки школьного физического эксперимента, проблемы обучения одаренных детей (а также обучению физике в раннем детстве). Были представлены доклады, связанные с преподаванием физики микро- и макромира, и сообщения о способах формирования читательской грамотности на занятиях по физике.

Участники секции отмечают, что на заседании прозвучавшие доклады отличались «ученикоцентрированностью», основное содержание докладов было о деятельности учащихся, о повышении уровня их подготовки в области физики.

Подводя итоги своей работы, Конференция ФССО-2021 рекомендует:

  1. Участникам, перечисленным в Приложении к настоящему Решению, подготовить научные статьи по своим докладам.
  2. Провести следующую XVII международную конференцию «Физика в системе современного образования» в 2023 году с возможным дистанционным участием. Место проведения конференции ФССО-2023 обсудить на заседании организационного комитета в 2022 году.

Участники конференции отмечают высокий уровень организации и проведения XIVI международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-2021)» и выражают благодарность за ее организацию Организационному комитету, рабочей группе и всем, кто содействовал успешному проведению конференции.

Приложение к Решению XVI международной научной конференции
«Физика в системе современного образования
(ФССО-2021)»

Авторам следующих докладов рекомендовано подготовить научные статьи.

  1. Агишев И.Н., Горбач Д.В., Мельникова Е.А., Толстик А.Л. Модульный нелинейно-оптический лазерный комплекс по исследованию спектральной перестройки частоты на основе параметрических процессов
  2. Александрова Н.В., Серебрякова Е.М., Шутов А.В. Современные аспекты совершенствования лабораторного физического практикума для повышения его роли в инженерном образовании
  3. Алексеева О.С., Чирцов А.С., Чирцов Т.А. Система интерактивного обучающего тестирования с автоматической генерацией вариантов заданий и эмуляцией диалога с пользователем
  4. Анисимова Н.И., Гороховатский Ю.А., Карулина Е.А. Опыт организации дистанционного обучения в период пандемии в институте физики РГПУ им. А. И. Герцена
  5. Бабаева М.А. Как повысить качество дистанционного обучения: идеи талгенизма (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)
  6. Баранов В.В., Пронин В.П., Родионов Д.С. Использование современных технологий зондирования Земли из космоса в учебном процессе педагогического ВУЗа
  7. Баяндин Д.В. Возможности адаптации первокурсников к системе вузовского обучения физике в условиях ограничений, вызванных пандемией, средствами ИКТ
  8. Белозерова О.М., Мирушина О.И., Пауткина А.В. Взаимодействие вуза и школы в разработке и внедрении инновационных методик проведения учебных и внеурочных занятий по естественнонаучным дисциплинам
  9. Беспаль И.И., Бочкарева О.Н. Новые подходы к организации учебных практик в подготовке учителя физики
  10. Браун А.Г., Левитина И.Г. О разработке УМК и тестовых трехуровневых заданий по разделу «Элементы квантовой механики» курса общей физики
  11. Брусницын А.А., Зверева И.М., Радченко В.В., Широков Е.В. Образовательный модуль «Введение в физику микромира и космоса» в Гимназии МГУ
  12. Варфаламеева С.А., Добродий Т.С., Крицына Е.А., Крушельницкий А.Н. Особенности организации учебной практики (ознакомительной) будущих учителей физики (в рамках ФГОС ВО 3++)
  13. Васильченко Е.А. Об актуальности создания базовых кафедр по методике обучения физике на базе МБОУ г. Ставрополя
  14. Воищев В.С., Ларионов А.Н. Некоторые особенности организации учебного процесса по физике на агроинженерном факультете Воронежского ГАУ в дистанционном режиме в период пандемии
  15. Волобуева М.И. Астрономические олимпиады в России: от школьного до международного уровня
  16. Выборнов Ф.И. Проведение учебно-исследовательской лабораторной работы по физике на современном уникальном научном оборудовании
  17. Гаврилов С.П., Гороховатский Ю.А. Учебное пособие «Физика элементарных частиц», 3-е издание
  18. Герцен Т.А., Любимова Н.Ю., Любимова А.А. Исследование явлений неустойчивости в работах студентов-биомехаников технического университета
  19. Глазов С.Ю., Коробов В.Е., Полях Н.Ф., Ковалева Т.А. Возможности применения современных технологий в преподавании физики в педагогическом вузе
  20. Глазов С.Ю., Маслова О.А., Терещенко А.В. Адаптивная интеллектуальная обучающая система по решению физических задач для студентов высших учебных заведений
  21. Горчаков Л.В., Колесников Д.А. Удаленный лабораторный практикум по физике
  22. Гуртов В.А., Логинов Д.В. Методическое обеспечение дисциплины «Микросистемы»
  23. Завестовская И.Н., Фроня А.А., Григорьева М.С. Реализация научно-исследовательского семинара в магистратуре ИФИБ НИЯУ МИФИ в условия пандемии COVID-19
  24. Захидова М.А., Гиясоваз.Р. Применения проблемного обучения на семинарских занятиях по общей физике
  25. Зворыкин И.Ю., Каткова М.Р., Масленникова Ю.В. Особенности ученического проекта по созданию демонстрационного учебного оборудования по физике с использованием Legomindstorms
  26. Инишева О.В. Уральский физический турнир памяти первого директора СУНЦ УРФУ А.И. Кроткого для учащихся 7 – 9 классов как способ формирования мотивации школьников к изучению физики
  27. Исмухамбетова А.С., Стефанова Г.П., Крутова И.А., Дергунова О.Ю. Обучение студентов проектному методу
  28. Калашников Н.П., Матрончик А.Ю., Ольчак А.С., Самарченко Д.А., Хангулян Е.В. Формирование динамических групп на кафедре общей физики НИЯУ МИФИ по результатам входного контроля бакалавров в сентябре 2021 года
  29. Классен Н.С. Возможности эстетического развития учащихся средствами физики как учебного предмета
  30. Комаров Б.А. Диагностика уровня формирования методологического компонента содержания физического образования.
  31. Королев М.Ю., Петрова Е.Б, Чулкова Г.М. Современная физика и ее вклад в естествознание XXI века
  32. Крохин О.Н., Завестовская И.Н. «Роль научных семинаров, школ и конференций в системе физического образования, подготовки кадров и реализации крупных научно-технических проектов»
  33. Крохин О.Н., Завестовская И.Н., Фроня А.А. Взаимодействие организаций в подготовке кадров в современных условиях по опыту кафедры НИЯУ МИФИ-ФИАН «Полупроводниковая квантовая электроника и биофотоника»
  34. Крупнов А.В. Система задач для достижения метапредметных образовательных результатов
  35. Ларченкова Л.А., Оганджанянц А.О. Учет особенностей современных школьников как фактор обновления содержания школьного физического образования
  36. Лужков А.А., Тюканов А.С. Цели и структура дисциплины «Решение физических задач на компьютере» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена)
  37. Ляпцев А.В. Возможности смешанного обучения при подготовке учителей физики.
  38. Муравьёв-Смирнов С.С., Александрова Н.В., Липатов К.А. Определение электрических характеристик гальванических элементов питания как самостоятельное исследование студентов в рамках дистанционного лабораторного практикума
  39. Назаров А.И. Подготовка инженерных кадров по физике в условиях цифровизации образования
  40. Погожих С.А. Цифровые измерительные комплексы в педагогическом вузе
  41. Попова В.А., Ларченкова Л.А., Ефимов И.П., Крушельницкий А.Н., Попова И.О. Элементы STEM в подготовке учителя физики в педагогическом вузе
  42. Пурышева Н.С., Разумовская И.В. Курс «Эволюционно-синергетическая картина мира» для бакалавров гуманитарных профилей направления педагогическое образование
  43. Ракин Г.В., Стефанова Г.П., Смирнов В. В. Формирование у учащихся общего подхода к изучению процессов передачи и обработки информации с применением технических устройств на уроках физики
  44. Степанов Р.С., Колобов А.В, Крушельницкий А.Н. Возможности пакета первопринципных вычислений в Quantumespresso
  45. Стефанова Г.П., Касимова С.К., Кондратенко Е.И. Обучение студентов биомедицинских направлений подготовки методом решения профессиональных задач с применением физических знаний
  46. Стефанова Г.П., Касимова С.К., Кондратенко Е.И. Роль физических знаний в подготовке современного врача
  47. Суханова М.Д., Крутова И.А., Стефанова Г.П. Моделирование физических явлений с помощью программных пакетов
  48. Типикина Е.Н., Жучков Р.Я. Астрофотография как средство повышения интереса школьников и студентов к изучению астрономии и физики
  49. Хинич И.И., Родионов Д.С., Попова И.О., Пронин В.П., Винницкая С.А. Технологии дистанционного зондирования Земли при выполнении ученических исследовательских проектов
  50. Худякова А.В. Цифровой конструктор урока как средство развития профессиональных компетенций будущего учителя физики
  51. Чирцов А.С., Никольский Д.Ю., Чирцов Т.А. Организация индивидуализированного массового адаптивного многоуровневого обучения фундаментальному курсу физики в рамках инженерной подготовки в ведущих технических университетах Санкт-Петербурга
  52. Шалденков Н.Ю., Комаров Б.А., Костицын Д.Р., Сбоева А.В. Обучение основам общеориентировочного анализа условия физической задачи
  53. Якута А.А. Вклад профессора Н. Д. Брашмана в пополнение оптического отдела физического кабинета Императорского Московского университета (1863 г.)