Шестнадцатая международная конференция «Физика в системе современного образования (ФССО-2021)» проходила с 11 по 12 ноября 2021 г. под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Непосредственными участниками в организации и проведении конференции выступили Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
В работе конференции приняло участие более 200 человек. Были представлены доклады от учебных и научных учреждений Белоруссии, Соединенных Штатов Америки, Узбекистана, а также 30 городов Российской Федерации.
Состав вузов и других организаций, представители которых приняли участие в конференции, был весьма разнообразным — это были классические и педагогические университеты, технические университеты и институты, научные физические институты и образовательные учреждения, имеющие специализацию в области естественных наук. В работе конференции активное участие принимали школьные учителя.
На конференции работали пять секций:
- Профессиональное физическое образование.
- Физика в системе естественнонаучного образования.
- Физика в системе инженерного образования.
- Подготовка педагогических кадров по физике.
- Физика в системе общего среднего и среднего специального образования.
Всего, включая пленарное заседание и стендовую сессию, было проведено 7 заседаний секций, заслушано 53 доклада, обсуждено более 50 стендовых докладов.
Материалы стендовых докладов (презентации и тезисы) можно посмотреть в разделе «Стендовые доклады ФССО-2021»
Фотографии с дистанционных заседаний секций
На пленарном заседании было заслушаны доклады, посвященные актуальным проблемам современного физического образования:
- роли научных семинаров, школ и конференций в системе физического образования, подготовки кадров и реализации крупных научно-технических проектов;
- подготовки учителя физики в условиях реализации государственных программ развития науки, техники и технологий;
- организации индивидуализированного массового адаптивного многоуровневого обучения фундаментальному курсу физики в рамках инженерной подготовки в технических университетах;
- возможностям смешанного обучения при подготовке учителей физики.
В работе секции «Профессиональное физическое образование» приняли участие 40 человек.
Тематика докладов охватывала широкий спектр вопросов, среди которых, в силу особой актуальности в современных условиях, большое место занимали доклады, посвященные организационно-методическому обеспечению дистанционного обучения.
Были представлены также доклады, в которых рассматривались вопросы организации учебно-научных мероприятий (лекции, семинары, школы), взаимодействие организаций в условиях пандемии, применение новых физических приборных комплексов для различных целей обучения, вопросы истории физики.
Следует особо отметить, что в ряде докладов подчеркивалась и демонстрировалась растущая связь обучения и производства, основанная на взаимодействии образовательных, научных и производственных организаций, где проходит практика обучающихся и куда впоследствии распределяются выпускники.
На секции «Физика в системе естественнонаучного образования» затрагивались вопросы преподавания физики для обучающихся различных естественнонаучных профилей и направлений.
Обсуждались вопросы, связанные с преподаванием биофизики, биоэкологи, медицинской физики и других аналогичных дисциплин, а также вопросы преподавания прикладных естественнонаучных курсов.
На секции также были представлены доклады о дистанционном обучении.
Секция отмечает, что вновь возросла доля сообщений о содержании физического образования, что свидетельствует о повышении внимания к этой проблеме.
На секции «Физика в системе инженерного образования» были представлены доклады по проблемам подготовки инженерных кадров по физике в современных условиях. Интерес участников вызывали вопросы, связанные с формированием индивидуальных траекторий обучения, адаптацией образовательных программ по физике к запросам общества и потребностям личности обучающихся, созданием и организацией доступа к качественному контенту, методикам и способам оценивания результатов обучения, способам обеспечения мотивации к освоению физики.
Активно обсуждались вопросы модернизации физического практикума для будущих инженеров, пути эффективного использования цифровых технологий в условиях массовой подготовки специалистов, особенности обучения физике в период пандемии.
В работе секции «Подготовка педагогических кадров по физике» приняло участие более 40 человек. Все произнесенные и представленные стендовые доклады были научно-содержательными, содержали новые результаты и разработки. Большинство докладов было посвящено новым подходам и методам организации учебных занятий и их реализации в условиях дистанционного или смешанного обучения, адаптации к условиям пандемии. Ряд докладов был посвящен особенностям организации педагогических практик.
Также участники секции отмечают, что в программе конференции было представлено мало докладов по преподаванию физики в массовой школе, а также организации, кадровому, материальному и приборному обеспечению физического учебного лабораторного и демонстрационного эксперимента в школах и вузах.
Работа секции «Физика в системе общего среднего и среднего профессионального образования» отличалась активностью участников и заинтересованным обсуждением сообщений как от педагогов высшего образования, так и от школьных учителей.
Одним из самых обсуждаемых вопросов на заседании стал вопрос об использовании физических задач для обучения физике. Участники отмечают, что педагогами-практикам и ученым в области образования стоит исключить негативные коннотации при использовании слов «традиционные» или «стандартные» в отношении физических задач.
На заседании секции обсуждались проблемы постановки школьного физического эксперимента, проблемы обучения одаренных детей (а также обучению физике в раннем детстве). Были представлены доклады, связанные с преподаванием физики микро- и макромира, и сообщения о способах формирования читательской грамотности на занятиях по физике.
Участники секции отмечают, что на заседании прозвучавшие доклады отличались «ученикоцентрированностью», основное содержание докладов было о деятельности учащихся, о повышении уровня их подготовки в области физики.
Подводя итоги своей работы, Конференция ФССО-2021 рекомендует:
- Участникам, перечисленным в Приложении к настоящему Решению, подготовить научные статьи по своим докладам.
- Провести следующую XVII международную конференцию «Физика в системе современного образования» в 2023 году с возможным дистанционным участием. Место проведения конференции ФССО-2023 обсудить на заседании организационного комитета в 2022 году.
Участники конференции отмечают высокий уровень организации и проведения XIVI международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-2021)» и выражают благодарность за ее организацию Организационному комитету, рабочей группе и всем, кто содействовал успешному проведению конференции.
Приложение к Решению XVI международной научной конференции
«Физика в системе современного образования
(ФССО-2021)»
Авторам следующих докладов рекомендовано подготовить научные статьи.
- Агишев И.Н., Горбач Д.В., Мельникова Е.А., Толстик А.Л. Модульный нелинейно-оптический лазерный комплекс по исследованию спектральной перестройки частоты на основе параметрических процессов
- Александрова Н.В., Серебрякова Е.М., Шутов А.В. Современные аспекты совершенствования лабораторного физического практикума для повышения его роли в инженерном образовании
- Алексеева О.С., Чирцов А.С., Чирцов Т.А. Система интерактивного обучающего тестирования с автоматической генерацией вариантов заданий и эмуляцией диалога с пользователем
- Анисимова Н.И., Гороховатский Ю.А., Карулина Е.А. Опыт организации дистанционного обучения в период пандемии в институте физики РГПУ им. А. И. Герцена
- Бабаева М.А. Как повысить качество дистанционного обучения: идеи талгенизма (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)
- Баранов В.В., Пронин В.П., Родионов Д.С. Использование современных технологий зондирования Земли из космоса в учебном процессе педагогического ВУЗа
- Баяндин Д.В. Возможности адаптации первокурсников к системе вузовского обучения физике в условиях ограничений, вызванных пандемией, средствами ИКТ
- Белозерова О.М., Мирушина О.И., Пауткина А.В. Взаимодействие вуза и школы в разработке и внедрении инновационных методик проведения учебных и внеурочных занятий по естественнонаучным дисциплинам
- Беспаль И.И., Бочкарева О.Н. Новые подходы к организации учебных практик в подготовке учителя физики
- Браун А.Г., Левитина И.Г. О разработке УМК и тестовых трехуровневых заданий по разделу «Элементы квантовой механики» курса общей физики
- Брусницын А.А., Зверева И.М., Радченко В.В., Широков Е.В. Образовательный модуль «Введение в физику микромира и космоса» в Гимназии МГУ
- Варфаламеева С.А., Добродий Т.С., Крицына Е.А., Крушельницкий А.Н. Особенности организации учебной практики (ознакомительной) будущих учителей физики (в рамках ФГОС ВО 3++)
- Васильченко Е.А. Об актуальности создания базовых кафедр по методике обучения физике на базе МБОУ г. Ставрополя
- Воищев В.С., Ларионов А.Н. Некоторые особенности организации учебного процесса по физике на агроинженерном факультете Воронежского ГАУ в дистанционном режиме в период пандемии
- Волобуева М.И. Астрономические олимпиады в России: от школьного до международного уровня
- Выборнов Ф.И. Проведение учебно-исследовательской лабораторной работы по физике на современном уникальном научном оборудовании
- Гаврилов С.П., Гороховатский Ю.А. Учебное пособие «Физика элементарных частиц», 3-е издание
- Герцен Т.А., Любимова Н.Ю., Любимова А.А. Исследование явлений неустойчивости в работах студентов-биомехаников технического университета
- Глазов С.Ю., Коробов В.Е., Полях Н.Ф., Ковалева Т.А. Возможности применения современных технологий в преподавании физики в педагогическом вузе
- Глазов С.Ю., Маслова О.А., Терещенко А.В. Адаптивная интеллектуальная обучающая система по решению физических задач для студентов высших учебных заведений
- Горчаков Л.В., Колесников Д.А. Удаленный лабораторный практикум по физике
- Гуртов В.А., Логинов Д.В. Методическое обеспечение дисциплины «Микросистемы»
- Завестовская И.Н., Фроня А.А., Григорьева М.С. Реализация научно-исследовательского семинара в магистратуре ИФИБ НИЯУ МИФИ в условия пандемии COVID-19
- Захидова М.А., Гиясоваз.Р. Применения проблемного обучения на семинарских занятиях по общей физике
- Зворыкин И.Ю., Каткова М.Р., Масленникова Ю.В. Особенности ученического проекта по созданию демонстрационного учебного оборудования по физике с использованием Legomindstorms
- Инишева О.В. Уральский физический турнир памяти первого директора СУНЦ УРФУ А.И. Кроткого для учащихся 7 – 9 классов как способ формирования мотивации школьников к изучению физики
- Исмухамбетова А.С., Стефанова Г.П., Крутова И.А., Дергунова О.Ю. Обучение студентов проектному методу
- Калашников Н.П., Матрончик А.Ю., Ольчак А.С., Самарченко Д.А., Хангулян Е.В. Формирование динамических групп на кафедре общей физики НИЯУ МИФИ по результатам входного контроля бакалавров в сентябре 2021 года
- Классен Н.С. Возможности эстетического развития учащихся средствами физики как учебного предмета
- Комаров Б.А. Диагностика уровня формирования методологического компонента содержания физического образования.
- Королев М.Ю., Петрова Е.Б, Чулкова Г.М. Современная физика и ее вклад в естествознание XXI века
- Крохин О.Н., Завестовская И.Н. «Роль научных семинаров, школ и конференций в системе физического образования, подготовки кадров и реализации крупных научно-технических проектов»
- Крохин О.Н., Завестовская И.Н., Фроня А.А. Взаимодействие организаций в подготовке кадров в современных условиях по опыту кафедры НИЯУ МИФИ-ФИАН «Полупроводниковая квантовая электроника и биофотоника»
- Крупнов А.В. Система задач для достижения метапредметных образовательных результатов
- Ларченкова Л.А., Оганджанянц А.О. Учет особенностей современных школьников как фактор обновления содержания школьного физического образования
- Лужков А.А., Тюканов А.С. Цели и структура дисциплины «Решение физических задач на компьютере» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена)
- Ляпцев А.В. Возможности смешанного обучения при подготовке учителей физики.
- Муравьёв-Смирнов С.С., Александрова Н.В., Липатов К.А. Определение электрических характеристик гальванических элементов питания как самостоятельное исследование студентов в рамках дистанционного лабораторного практикума
- Назаров А.И. Подготовка инженерных кадров по физике в условиях цифровизации образования
- Погожих С.А. Цифровые измерительные комплексы в педагогическом вузе
- Попова В.А., Ларченкова Л.А., Ефимов И.П., Крушельницкий А.Н., Попова И.О. Элементы STEM в подготовке учителя физики в педагогическом вузе
- Пурышева Н.С., Разумовская И.В. Курс «Эволюционно-синергетическая картина мира» для бакалавров гуманитарных профилей направления педагогическое образование
- Ракин Г.В., Стефанова Г.П., Смирнов В. В. Формирование у учащихся общего подхода к изучению процессов передачи и обработки информации с применением технических устройств на уроках физики
- Степанов Р.С., Колобов А.В, Крушельницкий А.Н. Возможности пакета первопринципных вычислений в Quantumespresso
- Стефанова Г.П., Касимова С.К., Кондратенко Е.И. Обучение студентов биомедицинских направлений подготовки методом решения профессиональных задач с применением физических знаний
- Стефанова Г.П., Касимова С.К., Кондратенко Е.И. Роль физических знаний в подготовке современного врача
- Суханова М.Д., Крутова И.А., Стефанова Г.П. Моделирование физических явлений с помощью программных пакетов
- Типикина Е.Н., Жучков Р.Я. Астрофотография как средство повышения интереса школьников и студентов к изучению астрономии и физики
- Хинич И.И., Родионов Д.С., Попова И.О., Пронин В.П., Винницкая С.А. Технологии дистанционного зондирования Земли при выполнении ученических исследовательских проектов
- Худякова А.В. Цифровой конструктор урока как средство развития профессиональных компетенций будущего учителя физики
- Чирцов А.С., Никольский Д.Ю., Чирцов Т.А. Организация индивидуализированного массового адаптивного многоуровневого обучения фундаментальному курсу физики в рамках инженерной подготовки в ведущих технических университетах Санкт-Петербурга
- Шалденков Н.Ю., Комаров Б.А., Костицын Д.Р., Сбоева А.В. Обучение основам общеориентировочного анализа условия физической задачи
- Якута А.А. Вклад профессора Н. Д. Брашмана в пополнение оптического отдела физического кабинета Императорского Московского университета (1863 г.)